Персональный сайт воспитателя МАДОУ №9 Якименковой Оксаны Леонтьевны

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

21 ноября 2024

Тема: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

 Цель: дать информацию родителям о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка.

Задачи:

Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой.

 Дать рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Материал: наглядные иллюстрации для развития артикуляционного аппарата.

Организация: сидя за столами, полукругом, перед логопедом.

Ход мастер-класса:

     Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть вас на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, и конечно, научимся сами выполнять различные упражнения, чтобы вы могли потом разучить их со своими детьми.

       Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звук произносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Каждый человек правильно произносит звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним можно отнести: мягкое нёбо, нижнюю челюсть, язык и губы.

        Все органы речи состоят из мышц, а, следовательно, их можно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины и т. д.

Для этого и существует артикуляционная гимнастика, которая позволяет укрепить мышцы органов артикуляции и подготовить базу для чистого звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

         Она представляет собой занятия с ребенком, в ходе которых задействуются небо, губы, язык и мимические мышцы. Основная цель проведения занятий по артикуляционной гимнастике состоит в том, чтобы научить ребенка правильным движениям органов артикуляционного аппарата. Конечным итогом длительных занятий является правильное произношение звуков.

Каждое занятие мы начинаем с гимнастики для языка. Я хочу, чтобы вы сейчас тоже попробовали их выполнить, как выполняют это ваши дети.

Артикуляционная гимнастика «Прогулка Веселого Языка»

(проиграть с родителями) 
Жил-был Веселый Язычок, в домике под названием Роток. Захотелось ему одним солнечным деньком погулять, да на «Солнышке» позагорать. Выглянул язычок в окошко (высунуть язык лопаткой, посмотрел направо, налево (повороты языка в стороны, видит, а белый заборчик перед домом совсем грязный стал. Язычок мыть его стал (чистка зубов языком с обеих сторон, внешнюю и внутреннюю стороны). Устал (вывесить язык вниз, проголодался и съел целую банку варенья (облизывает губы). Затем запряг свою лошадку и поехал (цоканье).

Практические советы:

1.При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации. Внимательно прочитайте описание упражнения. 2.Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

3.Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

4.Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

5.Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

6.Выполняются после показа взрослого.

7.Взрослый контролирует правильность и четкость выполнения упражнений. 8.Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

9.Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

10.Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

Упражнения для губ

1.«Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
          Зубы ровно мы смыкаем,
         И заборчик получаем.

  1. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

            Мои губы – трубочка

           Превратились в дудочку.

  1. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам  растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю я всё опять.

Упражнения для щек

  1. «Сытый хомячок».Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  2. «Голодный хомячок».Втянуть щеки.
  3. «Шарик».Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

 (выработка положения языка и удержание позы)

  1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
                            На губу язык клади,

                          Пя-пя-пя произноси.

  1. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
                        Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
    3. Чашечка.Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
                       Язык широкий положи, его края приподними.
  2. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
                     Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.

Динамические упражнения для языка

(выработка координации и точности движений)

  1. Часики.Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого  к уголкам рта.
                    Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
                     Словно маятник часов покачаться он готов.
  2. Качели.Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
                    На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
                      Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
  3. Чистим зубки.Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

                   Чищу зубы я снаружи,
                  Чищу зубы я внутри.

                   Чтобы зубы не болели,
                  Не темнели, чтоб они.

  1. Лошадка.Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
                           Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
                             Я копытцем постучу!  Цок-цок-цок.
                             Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.
  2. Маляр.Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
                             Красить потолок пора,
                               Пригласили маляра.
                              Ниже челюсть опускаем,
                              Язык к нёбу поднимаем.
                             Проведём вперёд – назад –

                         Наш маляр работе рад.

  1. Вкусное варенье.Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
                            Ох, и вкусное варенье!
                             Жаль осталось на губе.
                             Язычок я подниму,
                             И остатки оближу.

Логопед раздает родителям буклеты «Артикуляционная гимнастика дома».

       Мы благодарим всех родителей за участие в работе родительского собрания. Пусть дети радуют Вас своими успехами.

 

Оставить комментарий: